?

Log in

Previous Entry | Next Entry

о служении примером

Моя жизнь не включает никакой масштабной задачи, направленной на изменение мира: я никого не спасаю, политически пассивен, не работаю над чем-нибудь вроде лекарства от рака, даже не участвую всерьёз в open source проектах. Все свои ресурсы я трачу на семью, в основном на детей. Мои дети получают самый разный опыт. Но, увы, я не могу показать им, каково это — пытаться решать масштабные задачи, направленные на изменение мира. И это почему-то меня беспокоит.

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
selfmade
Jul. 6th, 2010 02:20 am (UTC)
да.
juan_gandhi
Jul. 6th, 2010 02:35 am (UTC)
Да что ж это за жизнь такая, всё на семью. Можно подумать, кто-то это оценит. Полегче бы надо.
9000
Jul. 6th, 2010 09:36 am (UTC)
Так не ради оценки же. И во многом это положение реактивное: требуется больше ресурсов — ужимаешься, выдаёшь больше. Штука в том, что ты сам, твоё поведение — тоже выдаваемый ресурс, и тут возникает противоречие, встаёт типичная задача оптимизации.
lxe
Jul. 6th, 2010 02:38 am (UTC)
Почему-то кажется, что вписаться в приглянувшуюся масштабную задачу уже с выросшими детьми (как с равными) будет на порядки иллюстративней.

У меня было и так, и так.
Не могу сказать, чтобы им (младшему шесть, старшей девять) была сильно заметна разница.
В ближайшие полгода предстоит в чистом виде выживание и никакого спасения мира, зато потом спасение мира и никакого выживания..
Методы, честное слово, одни и те же.
Для спасения мира требуется больше коммуникации (по объему), зато коммуникация, требующаяся для выживания, утомительней.
9000
Jul. 6th, 2010 09:45 am (UTC)
Хороший вариант. Вроде типичного восточного "N начал заниматься этим искусством в 80 лет, и к 100 достиг мастерства".
mama_ari
Jul. 6th, 2010 02:39 am (UTC)
Воспринимаю эту штуку (решать масштабные задачи) как мечту, потребность, возможноть, роскошь, награду - не как обязанность или стержень. Как шоколад, а не как хлеб. Поэтому меня беспокоит, сумею ли достаточно показать-передать "делай что должен, и будь что будет", и не беспокоит передать "как правильно носить платье, если придется идти по красной дорожке".
9000
Jul. 6th, 2010 09:33 am (UTC)
Понимаю. Интересно вплести "не бойся масштаба" в общее понимание "делай, что должно". Чтобы не было автоматического ограничителя типа "ну ты что, разве можно сдвинуть эту гору".
mama_ari
Jul. 6th, 2010 10:44 am (UTC)
Это да. У меня лично - не про гору, а про калашный ряд. "Ой, это наверное для супер-людей, там такой полёт, я для них букашка, лучше не соваться" - и это рубит кучу возможностей, где на самом деле, как потом иногда выясняется, было все по плечу и по масштабу, только психологический фактор помешал. Но как показывать пример в том месте, где у самой проблема?..
yurvor
Jul. 6th, 2010 02:40 am (UTC)
Берёшь и решаешь.
snipervr
Jul. 6th, 2010 03:58 am (UTC)
Что может быть масштабнее детей! Полагаю, если бы каждый вкладывался подобно Вам, Мир просто не нуждался бы в спасении. Принято считать, что наши дети не способны всецело понять и оценить. Якобы не могут. Глупости! Все видят, соотносят, запоминают. Так что, даже не сомневайтесь! "Я так думаю!"
9000
Jul. 6th, 2010 09:38 am (UTC)
Пусть для родителя ничего нет масштабнее детей. Но это не очень хороший пример масштабной задачи, чтобы показать её детям: они слишком входят в её состав, а нужен бы вид более со стороны.
tsvetna
Jul. 6th, 2010 04:19 am (UTC)
Так научите их в принципе видеть и понимать, как другие делают что-то. Все равно быть примером всего на свете не может ни один родитель :-)
9000
Jul. 6th, 2010 09:33 am (UTC)
Отличная мысль. Надо, чтобы кругом было побольше интересных других.
vinopivets
Jul. 6th, 2010 10:22 am (UTC)
О!
mapm
Jul. 6th, 2010 04:55 am (UTC)
В точку!
Я решил это для себя. Мы решаем глобальные проблемы вместе с детьми.
shakor
Jul. 6th, 2010 07:10 am (UTC)
Неплохо уважать свой размер, свой масштаб, своё. Если как футбольному вратарю потерять ощущение ворот за спиной, то можно дойти фактически до защиты углового флажка на поле. Изменение мира - необязательно ваше; есть риск сделать его именно таким "угловым флажком".
vinopivets
Jul. 6th, 2010 08:10 am (UTC)
Глобальные проблемы не имеют значения в сравнении с достойной частной жизнью.
9000
Jul. 6th, 2010 09:41 am (UTC)
Глобальные, типа потепления — вероятно. Масштабное может быть и частной задачей. Доказать гипотезу Пуанкаре, открыть Америку, да даже построить какую-нибудь империю — типично частные задачи, с одним мотивированным человеком "во главе".
vinopivets
Jul. 6th, 2010 09:50 am (UTC)
Это верно. Я, собственно, хотел сказать, что масштаб того, чем человек занимается, собственного веса не имеет.
nz
Jul. 6th, 2010 09:10 am (UTC)
Обратная ситуация. Глобальными вопросами спасения мира озабочено дитя. Поулчаю некий опыт через неё ;)
9000
Jul. 6th, 2010 09:37 am (UTC)
Классно! :)
_jim
Jul. 6th, 2010 01:25 pm (UTC)
Пытаюсь придумать задачу мирового масштаба которую мне бы было интересно решать... хм. Мизантропия мешает.
9000
Jul. 6th, 2010 03:40 pm (UTC)
Со мной часто то же самое.
_jim
Jul. 6th, 2010 04:25 pm (UTC)
С другой стороны, научить получать удовольствие и в доступном, простом - хорошо. Это определенно пойдет на пользу как обществу так и экологии=)
mama_ari
Jul. 6th, 2010 04:41 pm (UTC)
отличный пост какой. комменты очень хороши, отдельная ценность. к такому посту и комментаторы все крутые подобрались, уровень задан сильный.
9000
Jul. 6th, 2010 06:10 pm (UTC)
мне просто везёт с читателями. мысль-то не оригинальна, но высказана интересной аудитории.
2b_neman
Jul. 6th, 2010 04:45 pm (UTC)
"Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"(с)С.Саровский
aneta_off
Jul. 6th, 2010 09:10 pm (UTC)
Спасти мир, чтобы показать пример ребёнку? Достойная цель.
bigmagnet
Oct. 29th, 2010 09:12 pm (UTC)
Классно, что это Вас затрагивает, если начали думать об этом, то к действиям уже скоро перейдете, ведь нужно делать, чтобы и дети, и вы совершали, что-то непростое в своей жизни.

А многие люди так и остаются серыми лошадками, именно это и печально!
tamperevident
Nov. 14th, 2010 10:34 pm (UTC)
согласна с человеком который сказал, что все нужно делать вместе с детьми :-) в том числе спасать мир.
9000
Nov. 14th, 2010 11:45 pm (UTC)
о, это мечта. в том смысле, чтобы детям было интересно, и чтобы дать им делать в процессе что-то осмысленное.
azgar
May. 15th, 2012 07:46 pm (UTC)
А зачем они, масштабные задачи?
Обычно те, кто занимаются спасением Мира или построением империй делают это за счёт ближних.
Оно Вам надо?
9000
May. 25th, 2012 05:49 am (UTC)
Речь, заметим, не о важном ("спасение мира"), а о масштабном ("организция полёта на Луну")
azgar
May. 25th, 2012 07:06 am (UTC)
Масштабная неважная задача? Хммм...
Кроме того, масштабная задача отнимает масштабное количество ресурсов, так что "за счёт ближних", видимо, остаётся в силе.
9000
May. 25th, 2012 07:42 am (UTC)
Масштабная, но без пафоса Спасения Мира со всех заглавных букв. Просто большая и сложная. Участие в такой задаче — совсем другой опыт, судя по тому, как это смотрится со стороны. Ну, например, создатели гугла или википедии или линукса решили одну из подобных задач, вполне зримо изменив мир, но без надрывного пафоса.

Засчёт ближних, да. "Ты царь, живи один", "будь один, если хочешь быть моолдым", etc.
mamalaska
Aug. 13th, 2012 10:36 pm (UTC)
Масштабные задачи так масштабно изменяют мир, что человек не может нести ответственность и контролировать последствия изменений.
Вы упомянули Гугл. Да, изменил он мир и продолжает менять. К добру ли или худу? Было бы любопытно представить истинное соотношение разных последствий.

Когда меняешь свой мирок - тот, что непосредственно рядом с тобой, можешь уверенно говорить, что кусочек большого мира изменяешь к лучшему.
Вот где радость - в малом (нелёгкое малое, надо заметить). Да и потом, стоит только представить, что свою жизнь будете испытывать радость, любуясь удивительно приятными последствиями своего "скромного мини-проекта".
9000
Aug. 16th, 2012 03:56 am (UTC)
Вопрос, чему послужил твой кирпичик, вошедгий в состав огромного здания — хороший. Будем надеяться, что удастся вписаться в строительство чего-то скорее хорошего, насколько можно оценить в момент участия.

Забавно, что сейчас я работаю как раз в гугле (но контрактором) и вижу немножко изнутри. Как и всякая большая контора, гугл — это множество достаточно небольших групп и проектов под единым зонтиком. Все они тянут в достаточно разные стороны, иногда и в противоположные, и векторы меняются со временем. Суммарный вкутор мне кажется сугубо положительным (без толкового поиска было плохо, я помню интернет 1997 года). Но составляющие этого вектора разные, и мне нравятся не все.

Свой небольшой угол поменять в хорошо контролируемом, предсказуемом направлении тоже может оказаться куда как нелегко. Это не менее важное (обычно как раз более), это другое. Ну как, не знаю, устроить повседневную жизнь дома гораздо важнее, чем сходить в поход в горы или просто в лес. Но такой поход даёт опыт, который дома не получить и который может в лругие моменты жизни оказаться ценным.
mamalaska
Aug. 18th, 2012 03:26 pm (UTC)
>Свой небольшой угол поменять в хорошо контролируемом, предсказуемом направлении тоже может оказаться куда как нелегко. Это не менее важное (обычно как раз более), это другое.

Охотно соглашусь, что нелегко поменять и что это другое.

> Суммарный вкутор мне кажется сугубо положительным (без толкового поиска было плохо, я помню интернет 1997 года).

Мне кажется, что суммарный вектор был в какой-то момент сугубо положительным. Теперь заметен определённый уклон (уклоны) результатов поиска и это препятствует нахождению информации определённых пользователем-искателем свойств и качеств.

Что же касается Гугла как одной из поисковых машин, кирпичика интернета, который, в свою очередь, тоже является кирпичиком большего, то моя личная общая оценка суммарных последствий, влияющих на данный момент на бытие людей (всего человечества), скорее, негативная. Это, разумеется, не означает, что я отказываюсь от пользования интернет или что с помощью поиска невозможно извлечь что-то положительное. Негативная со множеством уточнений и оговорок. Обще, если сравнивать два кирпичика, влияющих на, изменяющих бытие людей, то кирпичик "вкладывать в своих детей" куда весомее, надёжнее, положительнее чем в кирпичик "вкладывать в нечто неосязаемое предазначенное для неопределённого круга лиц".

>Но такой поход даёт опыт, который дома не получить и который может в лругие моменты жизни оказаться ценным

Конечно, опыт разный и каждый опыт ценен, каждый опыт обязательно "пригождается", и в смысле, что он к чему-то приводит.

По моему мнению, если допустить, что такое разделение правомерно и возможно, общение с собственными детьми - это о спокойном пути к уверенности в себе, великие достижения на пользу человечества - это о надрывном скачке к самовозвышению. Потому мне кажется, что беспокойство Ваше напрасно.
( 38 comments — Leave a comment )